В поисковой строке можно найти нужную информацию. Не нашли - звоните 8(495) 792-84-52

Стратегия развития

 

Бизнес-процессы

Оргструктура

 

Процессный подход к управлению организациями и его место среди других инструментов стратегического управления

Процессный подход применим как для стратегического, так и для оперативного управления организациями. В данной статье описано место процессного подхода только для решения задач стратегического управления.

Стратегическое управление организацией (компанией, предприятием или учреждением любой организационно-правовой формы) состоит в том, чтобы в условиях сложившейся и предполагаемой внешней и внутренней среды корректно сформулировать ожидания собственников (владельцев компании, а в случае некоммерческих организаций – общества или государства в лице определенных институтов) в виде долгосрочных и среднесрочных стратегических целей, и, поставив им в соответствие определенные количественные показатели и спланировав перечень конкретных шагов или процедур, организовать их реализацию, мониторинг, анализ и коррекцию. Таким образом, реализуется управление по целям в компании. Условное графическое изображение данного описания приведено на рисунке применительно к коммерческой организации.

 

Большинство составляющих на данной схеме известно или доступно для детального описания. Так, текущее состояние компании, существующие и предполагаемые вызовы и возможности, могут быть описаны с использованием ресурсного подхода (модель Гранта), анализа конкурентных сил по М.Портеру, PEST-анализа и других методов.

Ожидания собственников в самом общем виде формализуются в виде миссии и видения компании, которые далее конкретизируются в виде стратегических карт компании, включающих стратегические цели, деленные по перспективам (пример стратегической карты). Стратегические цели, как правило, разрабатываются в ходе корпоративных стратегических сессий. В течение этих сессий также определяется перечень показателей, которые будут служить для измерения уровня достижения стратегических целей. Это могут быть  в итоге корпоративные ключевые показатели эффективности (KPI), но в общем случае, они могут и не совпадать друг с другом.

Таким образом, возвращаясь к изображенному выше рисунку, мы видим, что остается одна область, требующая более подробного исследования и для которой можно поставить следующие вопросы:

  • каким образом следует воздействовать на деятельность компании, чтобы получить желаемый результат? То есть, каковы должны быть стратегические программы и стратегические инициативы, которые окажут желаемое действие на деятельность компании?
  • как должна быть описана деятельность компании, чтобы она была доступна для воздействия и измерения результатов воздействия?
  • как деятельность компании должна быть связана с субъектами деятельности (и, соответственно с полномочиями и ответственностью должностных лиц и с схемами мотивации) и ключевыми используемыми ресурсами?

Эти и другие вопросы и решаются при применении процессного подхода к управлению. Теперь мы можем изобразить графическую схему, демонстрирующую стратегическое управление, следующим образом:

 

 

Поясним, как читать предложенную графическую схему. 

Текущая деятельность компании описывается в виде модели бизнес-процессов. Модель бизнес-процессов строится на верхнем и нижнем уровнях. Более подробно подходы к построению модели описаны в разделе о том, как начать работать в системах бизнес-моделирования на шаге 1. 

Вместе с описанием процессов строится описание организационной структуры компании и описание связей между бизнес-процессами и элементами организационной структуры (матрица распределения ответственности), в рамках чего желательно также описать полномочия и ответственность участников процессов. Основные правила построения организационных структур приведены в разделе с требованиями к построению организационных структур

Описание ресурсной модели необходимо, если компания оперирует ограниченными, но ключевыми ресурсами и важно корректно распределять их по бизнес-процессам. 

Вводятся показатели эффективности бизнес-процессов, связанные, с одной стороны с показателями эффективности сотрудников и показателями использования ресурсов, и, с другой стороны, с корпоративными ключевыми показателями эффективности.

Теперь, решения о вводе тех или иных стратегических программ и стратегических инициатив могут приниматься на основании анализа полученной модели бизнес-процессов (в расширенном ее толковании, вместе с описанием оргструктуры, ресурсов, показателей и иных атрибутов, необходимых для моделирования). Анализ модели может проводиться аналитическими методами, либо с использованием функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования

Одновременно можно определить плановые значения показателей, которые можно перевести в набор значений корпоративных ключевых показателей эффективности. 

Применение на практике стратегических программ и стратегических инициатив приведет к достижению определенных стратегических целей, для которых можно будет определить фактические значения KPI, служащих для их измерения.

Сравнение плановых и фактических значений KPI даст основания для выработки новых или коррекции существующих стратегических программ и стратегических инициатив. Данные программы и инициативы можно протестировать на разработанной модели бизнес-процессов, чтобы оценить их эффективность. Кроме того, сам по себе анализ модели может дать богатый материал для совершенствования деятельности компании (и, как следствие, реализации ожиданий собственников), так как существует достаточно большой перечень типовых способов улучшений бизнес-процессов и совершенствования организационной структуры.

Таким образом, при применении процессного подхода к управлению организациями, стратегическое управление становится более определенным процессом, в рамках которого можно тестировать планируемые стратегические программы и стратегические инициативы на модели, описывающей деятельность организации, и применять показатели для оценки плановых и фактических значений уровня достижения стратегических целей.

 

Дата написания статьи: 14.03.2013 г.

Автор: Пахомов С.А., ген. директор ООО «Плансис»

 

 

Инструментарий

bb workspace - автоматизация электронного делопроизводства, бюджетирования, архива и CRM.

 

Система bb workspace применима для  компаний любого масштаба и отрасли, холдингов, банков, государственных структур.

Система bb workspace предназначена для реализации внутреннего и межведомственного делопроизводства, электронного архива, системы управленческого бюджетирования, системы контроля рабочего времени, системы исполнения поручений, системы согласования по документам, с уведомлениями по e-mail и SMS.

Бюджетирование – это уникальный функционал в информационных системах данного типа, он дополнит существующую в компании систему учета новым ракурсом ведения бюджета, а также  даст возможность ведения согласований счетов и платежей с ЭЦП и авторазноской сумм по статьям и подразделениям. Это позволит руководителям подразделений, не работающим в финансовой программе видеть движение финансовых потоков, в том числе видеть куда и через кого уходят или приходят деньги… 

ПОДРОБНЕЕ...

«Управлять можно только тем, что можно измерить»

KPI Suite – система управления бизнесом

   

 

 

 

Система KPI Suite  предназначена для владельцев, топ-менеджмента компаний, а также для функциональных руководителей.

KPI Suite позволяет:

  • Описать бизнес, используя систему ключевых показателей эффективности (KPI), упорядоченных в виде иерархического дерева с учетом логики взаимосвязей KPI;
  • Построить на основе системы ключевых показателей эффективности:
  • Систему владельческого контроля за бизнесом;
  • Систему мотивации персонала;
  • Систему контроля эффективности бизнес-процессов;
  • Систему оценки и мониторинга рисков;
  • Систему оценки проектов;
  • Систему для ситуационного анализа;
  • Систему мониторинга качества,

а также

ПОДРОБНЕЕ...

 

 


Для покупки Business Studio с бесплатным описанием бизнес-процессов верхнего уровня отправьте запрос на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.   В заголовке письма укажите слово "Яндекс-Директ". Тел. для вопросов: 8(495)792-84-52


 

Система бизнес-моделирования Business Studio может применяться как при реализации стратегического управления в компании, так и при решении многих задач при оперативном управлении. Таким образом, Бизнес Студио обеспечивает поддержку полного цикла создания эффективной системы управления компанией.

 

ПОДРОБНЕЕ...

Система программных продуктов бизнес-моделирования Бизнес-инженер - профессиональное инструментальное средство моделирования деятельности предприятия, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью бизнеса, которое на сегодняшний день является одним из наиболее современных, многофункциональных, мобильных и доступных средств моделирования для предприятий любого масштаба.

 

ПОДРОБНЕЕ...

 

ELMA — система управления компанией, позволяющая построить эффективное взаимодействие сотрудников компании и контролировать их деятельность с целью повышения качества работы всей компании. Система состоит из набора приложений для управления компанией, которые могут быть приобретены и функционировать как отдельные приложения, так и вместе в едином информационном пространстве.

ELMA: Электронный документооборот

ELMA: Управление бизнес-процессами

ELMA: Управление показателями

ELMA: CRM

ELMA: Управление проектами

ELMA: Внутренний портал

ELMA: Штрих-код

ELMA: Интеграция с 1С

 
ПОДРОБНЕЕ...

Оценка деятельности и анализ бизнес-процессов

 

ПОДРОБНЕЕ...