Бизнес-процессы являются ключевой составляющей при реализации в организации процессного подхода.
Под процессным подходом понимается применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата [ГОСТ Р ИСО 9001-2008].
В настоящее время организация рассматривается в первую очередь не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. Аргументы для такого перехода следующие [по Бъёрн Андерсон, "Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования"]:
- каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителей;
- создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах (изображено горизонтальными стрелками в примере на рис.);
- определение границ рассматриваемого процесса а также поставщиков и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить;
- при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, а не отдельными отделами, снижается риск субоптимизации;
- при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс, удается избежать распределения ответственности по фрагментам, что часто бывает на специализированных предприятиях;
- управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля времени выполнения работ и ресурсов.
Основные причины, по которым именно сейчас следует переходить на методологию процессного подхода, приведены в разделе "Три силы, действующие на компании" - это вступление в силу рынка потребителя, усиление конкуренции, а также наличие постоянных изменений в технологиях, способах и методах производства, продажи и сервиса.
Внедрение процессного подхода отвечает циклу PDCA: «Планируйте-Делайте-Проверяйте-Воздействуйте». Более подробную информацию по циклу PDCA можно посмотреть здесь.
Применительно к улучшению бизнес-процессов, цикл PDCA можно представить в следующем виде [по Б. Андерсен]:
- Документирование процесса.
- Измерение показателей.
- Самооценка и оценивание показателей. Планирование совершенствования.
- Совершенствование.
Обращаться к бизнес-процессу с целью его улучшения напрямую как к реальной деятельности крайне затруднительно, поэтому в большинстве случаев для описания и оптимизации процессов осуществляется их моделирование. Для этого выделяются значимые атрибуты (включая окружение) бизнес-процесса, такие как владелец, границы процесса и т.д., и далее процесс описывается в заранее согласованной нотации (языке моделирования). При этом процессы верхнего уровня могут быть декомпозированы (описаны на более нижних уровнях) на ряд подпроцессов до уровня глубины, отвечающей задачам описания. Нотации для описания бизнес-процессов как правило различны для верхнего (DFD-диаграммы) и нижних (WFD - диаграммы) уровней. Примерами нотаций могут служить: IDEF0, EPC, BPMN и др.
При описании бизнес-процессов на верхнем уровне часто производят их классификацию.
Примеры описания бизнес-процессов: здесь