Классификация бизнес-процессов
Наиболее простой и прикладной подход к классификации бизнес-процессов был предложен в результате выполнения норвежского проекта TOPP по сравнительному бенчмаркингу. Эта программа по разработке методов повышения продуктивности производства выполнялась под управлением организации NTNU/SINTEF. В результате была предложена структурная схема бизнес-процессов, включающая первичные и поддерживающие (вспомогательные) в соответствии с теорией Портера о цепочках ценности. Некоторые из поддерживающих процессов были потом выделены в отдельный класс - процессов развития.
Данные группы процессов определяются следующим образом:
- Первичными процессами (другое наименование ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ) называются основные и создающие ценности процессы предприятия. Эти процессы пронизывают всю компанию, начиная с потребителя и заканчивая поставщиками.
- Поддерживающие (вспомогательные) процессы (другое наименование ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ) не создают непосредственно добавленную ценность. Они нужны для обеспечения основных процессов.
- Развивающие процессы (другое наименование ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ) - это такие процессы, которые позволят создать цепочку ценности в основном и во вспомогательных процессах на новом уровне показателей.