Когнитивная школа
(Данные о школе представлены по Г. Минцбергу)
Когнитивная школа анализирует стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека. Существует две ветви данной школы:
- Первая ветвь трактует обработку и структурирование знаний как попытку создания некой объективной (кино)картины мира, когда когнитивные способности рассматриваются как своего рода кинокамера. Всматриваясь в мир, она по воле оператора увеличивает или уменьшает изображения, которые, по мнению когнитивистов, далеко не полностью передают объективную реальность
- Вторая ветвь настаивает на субъективности познания, рассматривая стратегию как интерпретацию мира. Мысленный взгляд устремляется внутрь, чтобы понять, как разум формирует мнения относительно увиденного - событий, символов, поведения клиентов и т.д.
Таким образом, если первая ветвь воспринимает познание как воссоздание мира, то вторая, убирая эту приставку, полагает, что познание создает мир.
Посылки когнитивной школы:
1 Формирование стратегии есть протекающий в сознании стратега процесс познания.
2 Следовательно, стратегии зарождаются как перспективы (в форме концепций, карт, схем, фреймов), предписывающие способы получения информации из окружающей среды.
3 Эта информация (согласно "объективной" ветви когнитивной школы) прежде, чем она будет расшифрована с помощью когнитивных карт, проходит через всевозможные искажающие фильтры, или (согласно "субъективной" ветви) является просто интерпретацией мира, существующего только в том виде, в каком он воспринимается. Видимый мир, другими словами, можно моделировать, структурировать и конструировать.
4 Как и концепции, стратегии "рождаются в муках", но даже те, которым удалось "появиться на свет", весьма далеки от совершенства, но впоследствии, когда они перестают быть продуктивными, их изменение сопряжено со значительными трудностями.
Данные для сравнительного анализа школ:
Источники: Г. Саймон (1947, 1957), Дж. Марч и Г. Саймон (1958)
Базовая дисциплина: Психология (когнитивная)
Сторонники: Поборники информационных систем, философы-пуристы со склонностью к психологии, сторонники одной ветви - пессимисты, второй - оптимисты
Подразумеваемая идея: Фреймы
Реальная идея: Беспокойство или воображение (неспособность справиться с проблемами в любом из этих случаев)
Девиз: "Я увижу это, когда поверю в него"
Ключевые слова: Карта, фрейм, концепция схема, восприятие, интерпретация, ограниченная рациональность
Стратегия: Интеллектуальный взгляд (индивидуальное понимание)
Базовый процесс: Интеллектуальный, формируется "по ходу" (под давлением или вынужденный) (дескриптивный)
Изменения: Редкие (сопровождаются сопротивлением и выстраиваемые интеллектуально)
Основное действующее лицо: Разум
Организация: Играет второстепенную роль
Руководство: Источник познания, пассивное или творческое
Внешняя среда: Либо неодолимая, либо конструируемая
Ситуация, наиболее соответствующая окружению: Непостижимая
Форма организации (имплицитно предпочитаемая): Любая
Стадия развития организации (наиболее вероятная): Оригинальное понимание, переосмысление, инертность