Изменения в оргструктурах
Организационные структуры управления постоянно развиваются и совершенствуются.
Процесс перехода от одной структуры к другой получил название проектирование организационных структур управления. Он включает следующие основные этапы.
1 Проводится анализ существующей структуры управления. В ходе его проведения необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- В какой мере действующая структура отвечает целям и задачам, стоящим перед предприятием?
- Каковы ее основные недостатки (если таковые имеются)?
- Каким требованиям должна отвечать новая структура?
В процессе анализа следует использовать определенные количественные и качественные показатели, позволяющие выявить эффективность действующей структуры. К числу таких показателей можно отнести гибкость структуры управления, ее прогрессивность, затраты на управление и ряд других.
2 Осуществляется разработка новой структуры. При этом используются различные подходы, один из них - экспертный. В соответствии с данным методом к процессу привлекаются эксперты. Они могут осуществить оценку (экспертизу) уже разработанной структуры управления либо самостоятельно разработать новую структуру. Нередко для проектирования структур применяется и другой подход - метод аналогий. В этом случае за основу новой структуры принимается структура, применяемая в аналогичных организациях. Среди методов проектирования можно также назвать системный подход, структуризацию целей, организационное моделирование и др.
3 Определяется эффективность вновь разработанной структуры. За основу берется вклад структуры управления в конечный результат работы предприятия, выражаемый в соответствующих показателях.