Стратегия бизнес-единицы
Задача создания (или преобразования) стратегии бизнес-единицы включает пять стадий:
- Задание целей. Какие финансовые и нефинансовые цели станут определять в будущем стратегию бизнес-единицы?
- Определение масштабов деятельности. Каковы границы деятельности по координате продукции и рынка, то есть в какой области и как широко эта бизнес-единица будет расширять свою деятельность?
- Определение баз, на основе которых будет обеспечиваться конкурентное преимущество. Причина, по которой целевые потребители станут предпочитать продукцию данной компании, а не продукцию ее конкурентов.
- Проектирование цепочки ценности. Каким образом создается и будет поддерживаться конкурентное преимущество в пределах планируемых баз, обеспечивающих эти преимущества?
- Управление цепочкой ценности. Каким образом бизнес-единица будет управлять видами деятельности, входящими в ее цепочку ценности, и интегрировать их с цепочками ценности потребителей, поставщиков и прочих партнеров по бизнесу?
Для того, чтобы выявить возможности для создания конкурентного преимущества можно задать направляющие вопросы для мониторинга макросреды.
При разработке системы цепочки ценности необходимо определить два основных компонента:
- Проектирование архитектуры цепочки ценности.
- Собственное производство или аутсорсинг (made-or-buy - MOB).
При выборе архитектуры следует обратить внимание на следующие критерии:
- позволит ли архитектура выйти нам на рынок, продавать там свою продукцию и предлагать запланированные товары и услуги целевым клиентам наиболее эффективным и производительным образом?
- обеспечит ли архитектура достаточную гибкость, позволяющую варьировать масштабы как вверх, так и вниз, наращивать набор товаров и услуг или, при необходимости сокращать его, а также, если потребуется, перейти к другой, более совершенной архитектуре цепочки ценности?
- если исходить из предположения, что на первые два вопроса получены положительные ответы, будет ли эта архитектура трудна для имитации или нейтрализации конкурентами?
Разработав оптимальную цепочку ценности, бизнес-единица должна обеспечить ключевые процессы, позволяющие осуществлять эффективное управление ею. Это означает необходимость добиться совершенства:
- В управлении отдельными видами деятельности;
- Во внутреннем интегрировании видов деятельности;
- В интегрировании цепочки ценности компании с цепочками ценности поставщиков, заказчиков и других партнеров по бизнесу.