Модель чистой (итоговой) ценности
Модель чистой (итоговой) ценности предложена Адамом Брандербургером и Бэрри Нейлбаффом.
Модель чистой ценности показывает важную роль, исполняемую поставщиками дополнительных составляющих, то есть лицами или структурами, у которых покупатели приобретают дополнительные товары или услуги или кому поставщики продают дополнительные исходные составляющие, существенно влияющие на успех или неудачу бизнеса. Таким образом, модель чистой ценности в сравнении с моделью Портера описывает бизнес-модель как открытую систему.
После выбора модели проводится «топографическая» съемка бизнес-ландшафтов. Первый шаг в этом процессе – нанесение границ участка общего ландшафта, который надо описать, идентифицировав при этом типы участников, чьи интересы требуется учесть. Следующий шаг – это идентификация, иногда и калибровка основных отношений между рассматриваемыми участниками. Конечный шаг – адаптация этих отношений или их формирование, чтобы они обеспечили максимальную рентабельность.
При установлении границ бизнес-ландшафта учитываются следующие параметры масштаба:
- горизонтальный охват – рынки продукции;
- вертикальный охват – цепочки ценности;
- географический охват – локальные, региональные или национальные границы.
Основой для нанесения на карту отношений между участниками выступает предварительная идентификация участников, которые обязательно должны быть включены в анализ. Такие картины могут составляться для двух разных целей. Один подход связан с калибровкой отношений в количественных параметрах или по крайней мере с точки зрения разбиения их на отдельные категории (например, категорирование на тех, кто обладает незначительной, средней или значительной рыночной мощью). Другой подход делает ставку на теоретические модели, по крайней мере гарантирующие, что лицам, принимающим ключевые решения, основные отношения понятны в полной мере.
Конечная цель нанесения на карту бизнес-ландшафта – предложение способов, при помощи которых виды бизнеса могут адаптироваться к ландшафту, где они действуют, или изменить его в своих интересах.