В поисковой строке можно найти нужную информацию. Не нашли - звоните 8(495) 792-84-52

Стратегия развития

 

Бизнес-процессы

Оргструктура

 

Аспекты стратегического планирования и стратегического управления на примере торговых компаний

Автор: С. А. Пахомов

Одной из важных предпосылок развития бизнеса является формализация стратегических целей компании.

Стратегические цели компании – это один из немногих инструментов, позволяющих донести видение и понимание владельцев бизнеса (собственников, акционеров, инвесторов) до уровня рядовых сотрудников, четко определить стоящие перед сотрудниками задачи и установить систему мотивации. Таким образом, достигается единство целей на всех уровнях компании и остается только обеспечить их реализацию, а также контролировать степень достижения целей

Стратегические цели, в соответствие с делением, предложенным Дейвидом Нортоном и Робертом Капланом, делятся на 4 перспективы (группы целей):

- финансы;

- клиенты;

- внутренние бизнес-процессы;

- обучение и развитие.

Перспектива «Финансы» включает в себя стратегические цели, относящиеся к финансовой составляющей. Обычно это цели, описывающие достижение определенного уровня прибыли, выручки, либо это могут быть цели позиционирования компании на рынке (например, доля компании на рынке, и т.п.). Так, совокупность целей данной перспективы отвечает на вопрос, что владельцы бизнеса ждут от данного бизнеса.

Следующая перспектива – «Клиенты». Здесь собраны стратегические цели, направленные на удовлетворение потребностей покупателей товаров и услуг. Данные цели отвечают на вопросы, во-первых, кто обеспечит владельцев бизнеса тем, что они ждут от бизнеса, и во-вторых, что получат клиенты от данной деятельности.

Третья перспектива называется «Внутренние бизнес-процессы». Здесь аккумулируются стратегические цели, обеспечивающие эффективное удовлетворение потребностей клиентов, что в свою очередь приводит к удовлетворению потребностей владельцев бизнеса.

Заключительная перспектива – «Обучение и развитие». Необходимость данной перспективы обусловлена тем, что жизнь не стоит на месте, и сегодняшние эффективные бизнес-процессы завтра станут малоэффективными. Решение этой проблемы заключается в том, что в компании создаются предпосылки для будущей эффективной работы. Носителями этих предпосылок являются сотрудники компании, которые через обучение, повышение квалификации и другими методами повышают свой потенциал, что обеспечивает высокую конкурентоспособность компании в долгосрочной перспективе.

На рисунке 1 представлен пример сбалансированной системы показателей для торговой компании. Число и перечень приведенных стратегических целей может и должен отличаться для каждой отдельной компании. Это связано с тем, что стратегические цели являются воплощением видения владельцев бизнеса и опираются на их сильные стороны, поэтому чтобы определить ключевой фактор успеха компании, набор стратегических целей должен быть индивидуален. Также на состав стратегических целей оказывают влияние доступные ресурсы, начальные и граничные условия деятельности компании и др.

Посмотреть в отдельном окне...

Стратегические цели компании достигаются либо в ходе обычной деятельности компании, либо, в случае, когда необходимо ускорить достижение тех или иных стратегических целей, через проведение определенных мероприятий, иначе называемых стратегическими инициативами.

Пример стратегических инициатив для достижения отдельных стратегических целей (с рис.1) приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Стратегическая цель Стратегическая инициатива
Подготовка и повышение квалификации персонала Внедрение постоянно действующих программ 
Повышение эффективности продаж   Внедрение регламентов и рабочих процедур по повышению эффективности бизнес-процессов
Эффективное управление торговыми площадями/размещением товара   
Эффективное управление складскими запасами   
Эффективное управление рабочим временем персонала  
Эффективная маркетинговая деятельность   
Создание и развитие шоурумов  Маркетинговые инициативы при реализации качественного роста продаж 
Создание и развитие сервисных компаний  
Прямая работа с поставщиками Программы лояльности
Реализация концепции win-win в отношениях с поставщиками
Развитие и закрепление положительного имиджа компании на рынке Программы по укреплению репутации в регионах присутствия как социально-ориентированной компании
Политика корпоративного волонтерства

 

Стратегические инициативы могут приводить к малым, но постоянным улучшениям при минимальных затратах (например, методы постоянного совершенствования, такие как 5S и т.п.), либо носить качественный характер (реинжиниринг процессов). Решение о выборе тех или иных стратегических инициатив должно приниматься в зависимости от показателей важности/проблемности/доступности процессов для проведения улучшений.

Положительное влияние формализации стратегических целей и внедрения стратегических инициатив может быть только тогда, когда результаты деятельности можно каким либо образом оценить, иными словами управлять можно только тем, что можно измерить.

В связи с этим необходимо ввести показатели эффективности, которые позволят отслеживать степень достижения всех объявленных стратегических целей.

Например, показателями эффективности могут быть (см. таблицу 2):

Таблица 2.

для стратегических целей показатели эффективности
Эффективная маркетинговая деятельность бюджет маркетинга за определенный период, отнесенный к числу чеков за тот же период, либо отнесенный к выручке за период
Прямая работа с поставщиками Число оргразрывов
Изменение отношения закупочной цены к цене реализации за определенный период

Агрегированные показатели эффективности, по которым владельцы бизнеса и топ-менеджмент могут судить об успешности бизнеса, называются ключевыми показателями эффективности (KPI - key performance indicators).

Показатели эффективности измеряются в ходе исполнения бизнес-процессов. Следовательно, для получения общей картины по показателям эффективности, необходимо описание всех бизнес-процессов, в которых измеряются показатели эффективности.

Для описания бизнес-процессов, начиная с самого верхнего, нулевого уровня (когда деятельность компании представлена в виде «черного ящика») до бизнес-процессов нижних уровней, удобно воспользоваться нотацией IDEF0. Данная нотация позволяет легко разграничить бизнес-процессы, выделяя входы, выходы, управление, ресурсы, а также определить владельцев и иных участников бизнес-процессов.

Для бизнес-процессов нижних уровней, когда важно формализовать последовательность работ, применяются нотации WFD> (work flow diagram), например EPC (eventprocesschain).

Бизнес-процессы верхнего уровня делятся на основные, обеспечивающие и бизнес-процессы управления и развития.

Необходимо уделять особое внимание бизнес-процессам управления и развития, так как они обеспечивают стратегические ключевые преимущества компании на рынке.

Примерами бизнес-процессов управления (на основе ССП на рис.1) могут быть:

- управление торговыми площадями/размещением товара;

- управление складскими запасами;

- управление рабочим временем персонала.

При делении бизнес-процессов на подпроцессы выделяют критические пути (ключевые подпроцессы), которые принципиально важно реализовать с максимальной эффективностью.

Часть задач по достижению максимальной эффективности может решаться достаточно просто (поиск экстремума n-мерной функции, которая в общем случае может быть вероятностной). В отдельных случаях из-за отсутствия или неполноты исходных данных, нахождение однозначного решения не представляется возможным. В этом случае решение выбирается с использованием специальных критериев (например, минимизация рисков и т.п.).

Описав бизнес-процессы и стратегические инициативы, можно установить регламенты и инструкции исполнителям, а также ввести систему мотивации персонала на основе KPI.

Также, используя специальное программное обеспечение, можно собирать показатели эффективности из разных информационных систем, в которых работают сотрудники, и представлять их в виде отклонений от плановых значений KPI на рабочем месте руководителя компании или владельца бизнеса.

Таким образом, можно вести мониторинг всей деятельности компании и своевременно проводить корректирующие мероприятия для более эффективного достижения стратегических целей и, в целом, для успешного развития бизнеса.

 

Инструментарий

bb workspace - автоматизация электронного делопроизводства, бюджетирования, архива и CRM.

 

Система bb workspace применима для  компаний любого масштаба и отрасли, холдингов, банков, государственных структур.

Система bb workspace предназначена для реализации внутреннего и межведомственного делопроизводства, электронного архива, системы управленческого бюджетирования, системы контроля рабочего времени, системы исполнения поручений, системы согласования по документам, с уведомлениями по e-mail и SMS.

Бюджетирование – это уникальный функционал в информационных системах данного типа, он дополнит существующую в компании систему учета новым ракурсом ведения бюджета, а также  даст возможность ведения согласований счетов и платежей с ЭЦП и авторазноской сумм по статьям и подразделениям. Это позволит руководителям подразделений, не работающим в финансовой программе видеть движение финансовых потоков, в том числе видеть куда и через кого уходят или приходят деньги… 

ПОДРОБНЕЕ...

«Управлять можно только тем, что можно измерить»

KPI Suite – система управления бизнесом

   

 

 

 

Система KPI Suite  предназначена для владельцев, топ-менеджмента компаний, а также для функциональных руководителей.

KPI Suite позволяет:

  • Описать бизнес, используя систему ключевых показателей эффективности (KPI), упорядоченных в виде иерархического дерева с учетом логики взаимосвязей KPI;
  • Построить на основе системы ключевых показателей эффективности:
  • Систему владельческого контроля за бизнесом;
  • Систему мотивации персонала;
  • Систему контроля эффективности бизнес-процессов;
  • Систему оценки и мониторинга рисков;
  • Систему оценки проектов;
  • Систему для ситуационного анализа;
  • Систему мониторинга качества,

а также

ПОДРОБНЕЕ...

 

 


Для покупки Business Studio с бесплатным описанием бизнес-процессов верхнего уровня отправьте запрос на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.   В заголовке письма укажите слово "Яндекс-Директ". Тел. для вопросов: 8(495)792-84-52


 

Система бизнес-моделирования Business Studio может применяться как при реализации стратегического управления в компании, так и при решении многих задач при оперативном управлении. Таким образом, Бизнес Студио обеспечивает поддержку полного цикла создания эффективной системы управления компанией.

 

ПОДРОБНЕЕ...

Система программных продуктов бизнес-моделирования Бизнес-инженер - профессиональное инструментальное средство моделирования деятельности предприятия, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью бизнеса, которое на сегодняшний день является одним из наиболее современных, многофункциональных, мобильных и доступных средств моделирования для предприятий любого масштаба.

 

ПОДРОБНЕЕ...

 

ELMA — система управления компанией, позволяющая построить эффективное взаимодействие сотрудников компании и контролировать их деятельность с целью повышения качества работы всей компании. Система состоит из набора приложений для управления компанией, которые могут быть приобретены и функционировать как отдельные приложения, так и вместе в едином информационном пространстве.

ELMA: Электронный документооборот

ELMA: Управление бизнес-процессами

ELMA: Управление показателями

ELMA: CRM

ELMA: Управление проектами

ELMA: Внутренний портал

ELMA: Штрих-код

ELMA: Интеграция с 1С

 
ПОДРОБНЕЕ...

Оценка деятельности и анализ бизнес-процессов

 

ПОДРОБНЕЕ...