Существует много методов и инструментов совершенствования бизнес-процессов. Их можно классифицировать по нескольким критериям. Это:
- влияние используемых инструментов на результаты;
- требование ко времени и ресурсам для использования инструментов;
- фокус на совершенствование или главная цель инструментов;
- источник импульсов для совершенствования инструментов.
В целом, существуют следующие группы методов и инструментов совершенствования бизнес-процессов.
Их можно разделить на несколько групп. Это:
- формализованные универсально-принципиальные методы (ФУП-методы);
- инструментальные методы;
- методы бенчмаркинга;
- методы групповой работы, командообразования и лидерства.
Формализованные универсально-принципиальные методы представлены различными принципами и методиками, разработанными на основе обобщения успешного опыта построения эффективных бизнес-процессов. Эти методы являются универсальными, они подходят для оптимизации бизнес-процессов любого бизнеса и практически не зависят от его специфики.
В состав методов входят следующие технологии и инструменты:
- Принципы и инструменты реинжиниринга (Business Process Reengineering – BPR) (см. раздел о реинжиниринге);
- Принципы и технологии постоянного совершенствования (Continues Process Improvement – CPI);
- Технологии управления бизнес-процессами (Business Process Improvement – BPI);
- Система тотального управления качеством (Total Quality Management – TQM);
- Система менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9000;
- Система постоянного совершенствования Кайдзен;
- Технология «5С» (5S);
- Система «Точно в срок» (Just in Time – JIT);
- Система бережливого производства (Lean Production);
- Производственная система Тойота;
- Тотальное повышение производительности оборудования (Quality Function Maintenance –TPM);
- Тотальная оптимизация производства (TOP);
- Семь простых инструментов качества (7QC);
- Технология развертывания функций качества (Quality Function Deployment – QFD);
- Программа «6 Сигм» (“Six sigma”);
- Методы статистического управления процессами (Statistic Process Control – SPC);
- Методы функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов (ФСА);
- Технологии процессного учета и пооперационной калькуляции себестоимости (Activity Based Costing – ABC);
- Технология процессного бюджетирования (Activity Based Budgeting – ABB);
- Технология пооперационного управления издержками (Activity Based Management – ABM);
- Методы имитационного и динамического моделирования;
- и др.
Инструментальные методы оптимизации предполагают применение различных инструментов и механизмов для улучшения процессных показателей при движении информации, ТМЦ и пр.
Методы бенчмаркинга основаны на идее постоянного измерения и сравнения выбранных бизнес-процессов с определенными эталонными процессами.
Группа методов групповой работы объединяет:
- метод мозгового штурма;
- метод номинальных групп;
- метод группового решения задач;
- методы командообразования;
- и др.