Создание ключевых компетенций
Конкуренция в настоящее время проявляется на разных планах, см. рис.
Чтобы создать и поддерживать рыночное и интеллектуальное лидерство в глобальном масштабе и в долгосрочном плане, организации потребуется одержать победу на всех уровнях. Во-первых существует соперничество за рынки готовой продукции и услуг, то есть конкуренция в координатах цены и показателей функционирования, представленная на современном рынке соперничеством за рыночную долю. Существует также и менее наглядное соперничество – за ключевые продукты. И наконец, есть конкуренция за компетенции – способность создавать новые виды бизнеса или новое конкурентное пространство.
Ключевые компетенции состоят из комбинации:
- технологий (включая наборы технологий, не знакомые традиционным бизнесам компании);
- коллективного обучения (члены команд, относящиеся к многочисленным разнообразным культурам, должны учиться действовать как единая группа);
- способности распространять информацию (через границы видов бизнеса и географические).
Создание новых компетенций за счет интеграции существующей базы знаний с новым потоком знаний можно оценить через:
- знания, связанные с людьми;
- знания, связанные с капиталом, как патентованные, так и характерные для отдельного продавца.
Три теста для выявления основных характеристик ключевых компетенций:
- Является ли компетенция источником сильной дифференциации? Позволяет ли компетенция генерировать достаточную ценность и выгоды для потребителей? Ключевые компетенции демонстрируют себя потребителям в форме продукции компании и ее атрибутов.
- Ограничивается ли компетенция одним видом бизнеса? Охватывает ли она несколько видов бизнеса, как имеющихся, так и новых? Ключевая компетенция должна обеспечивать доступ к разнообразным рынкам продукции.
- Насколько конкурентам трудно дублировать ключевую компетенцию? Насколько другим структурам трудно понять, как компания делает то, что она делает?