Три задачи создания стратегии
Существует три задачи создания стратегии:
- формулирование стратегического видения и миссии компании;
- установление целей;
- разработка стратегии.
Формирование стратегического видения и миссии организации
Прежде всего необходимо определить конкретную рабочую ситуацию: кто мы, чем занимаемся и чего намерены достичь.
Формулирование главных целевых ориентиров может быть реализовано в результате коллективной (экспертной) разработки положения о миссии фирмы.
Миссия и видение отражает прежде всего текущую и перспективную позицию собственников по отношению к организации, а также предпочтений собственников и их готовности участвовать в управлении предприятием.
Одним из подходов к определению миссии бизнеса является путь кайдзен. Основные принципы кайдзен, которые можно использовать при выработке миссии и видения бизнеса следующие:
- Концентрация на клиентах. Для компании максимально важно, чтобы вся ее деятельность была мотивирована более высокой степенью удовлетворенности потребителей.
- Непрерывные изменения. Поиск методов и возможностей совершенствования не прекращается даже после того, как было внедрено очередное улучшение.
- Открытое признание проблем. Поскольку у любой компании, насколько сильной она бы не была, есть свои проблемы, ей необходимо их решать. Кайдзен, благодаря развитию культуры, для которой характерна взаимная поддержка, конструктивность, неконфронтационность и отсутствие склонности к взаимным обвинениям, делает ставку на вынесение проблем на открытую дискуссию. Так эти проблемы становятся точкой приложения сил всей компании - от рядового менеджера до президента, и каждый может высказать по ним свои предложения относительно возможного решения.
- Пропаганда открытости. При формулировании миссии компании и, в особенности, при декомпозиции стратегических целей, важно обеспечить открытость отделов друг другу.
- Создание рабочих команд. Каждый индивидуум в компании принадлежит к рабочей команде, управление которой осуществляет ее лидер. Кроме того, сотрудник также входит в группу "одногодок" (состоящую из постоянных работников, поступивших на работу в компанию в одном и том же году). Индивидуум также участвует в одном или более кружке качества, постоянно действующем или созданным для какой-либо цели, а также в межфункциональных командах, созданных для реализации отдельных проектов. Такая принадлежность к различным командам вовлекает сотрудника в жизнь компании и делает видение будущего компании и ее места на рынке более органичным.
- Управление проектами при помощи межфункциональных команд. Ни один человек, либо команда, работающие в какой-либо одной функциональной области, не будут гарантированно обладать всеми навыками, не будут в состоянии предложить наиболее качественную и эффективную стратегию развития, в том числе для всей компании в целом. С самого начала в команду специалистов - представителей разных областей, - отвечающую за формулирование стратегического видения, должны быть включены люди из разных функциональных областей. На Западе, особенно в машиностроении и авиастроении, это называется "параллельным проектированием". Таким образом, при формировании межфункциональной команды создается широкая сетевая структура. Подобная команда сможет принимать полностью обоснованные решения, и по мере развития проектов, соответствующим образом их пересматривать.
- Формирование "поддерживающих" взаимоотношения. Ключевой фактор успеха компании - внимание к процессу управления. Стратегия разрабатывается таким образом, что на первый план выходит реализация процессного подхода, стимулирующего вовлеченность сотрудников.
- Развитие самодисциплины. Уважение к себе и к компании показывает внутреннюю силу и цельность сотрудника, а способность к самодисциплине дает ему возможность удерживать свое поведение в рамках заданной стратегии.
- Информирование каждого сотрудника. Правильное отношение и поведение сотрудника будет зависеть от полного понимания и принятия миссии компании, ее культуры, ценностей, планов и опыта работы, перспектив на рынке.
- Делегирование полномочий каждому сотруднику. Каждому сотруднику дается возможность действовать в соответствии с предоставленной ему информацией.
Критерии для проверки миссии:
- Удовлетворение важных потребностей внешней среды. Миссия четко определяет, что организация удовлетворяет важные потребности общества.
- Выполнимость. Миссия является выполнимой в рамках имеющегося или ожидаемого объема знаний, навыков и ресурсов организации.
- Побудительный мотив. Миссия служит для членов и сотрудников организации побудительным мотивом. Сотрудники разделяют общие ценности и принципы.
- Руководство к действию. Заявление о миссии является полезным руководством для работы организации в настоящее время и в будущем.
- Узнаваемость миссии. Миссия организации отличается от миссий других фирм, работающих в этой сфере.
Установление целей
Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Выбираемые стратегические цели должны отвечать требованиям SMART, то есть быть:
S (specific) – конкретными;
M (measurable) – измеримыми;
A (attainable, achievable) – достижимыми;
R (realistic, relevant)– соотносимыми с миссией и видением, а также с другими целями;
T (time-based) – своевременными, иметь достижимый временной горизонт.
Н.В. Лясниковым и М.Н. Дудиным выделяется восемь пространств, в рамках которых могут определяться цели предприятия, а именно:
- положение на рынке - желаемая доля рынка;
- инновации - определение новых способов ведения бизнеса;
- производительность труда, снижение издержек;
- ресурсы - финансовые, материальные, людские, маркетинговые и др.
- доходность, прибыльность;
- управленческие аспекты, качество менеджмента;
- персонал (выполнение трудовых функций, отношение к работе);
- социальная ответственность перед обществом.
Разработка стратегии
Разработка стратегии организации - это планирование стратегических программ и стратегических инициатив (стратегических мероприятий) для того, чтобы трансформировать компанию из состояния, в котором она находится сейчас, в то, в котором она хочет находиться; это средство достижения желаемых результатов.
Выделяют три основные стратегии собственника, в рамках которых формулируются его притязания:
Наименование стратегии | Формулировка притязаний |
Стратегия непрерывного штурма | Активное управление бизнесом в избранной сфере деятельности |
Стратегия разумного следования обстоятельствам | Получение дохода от вложенного капитал в наиболее перспективные виды деятельности с минимизации личных усилий (стратегическое планирование, контроль финансовых потоков) |
Стратегия ухода и защиты интересов | Переход в режим рантье за счет надежного размещения капитала и обеспечения личной безопасности |