Школа культуры
(Данные о школе представлены по Г. Минцбергу)
Посылки школы культуры:
1 Формирование стратегии - это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании.
2 Верования индивида есть результат процессов приобщения к определенной культуре или социализации, как правило, не выраженных явно и невербальных, хотя иногда усиливаемых более формальным воспитанием.
3 Следовательно, члены организации способны лишь отчасти охарактеризовать убеждения, на которых базируется их культура, в то время как ее источники и объяснения могут оставаться для них малопонятными.
4 Как следствие, стратегия принимает форму прежде всего перспективы и только во вторую очередь позиции, укоренившейся в коллективных устремлениях (не обязательно явно выраженных) и отраженной в моделях, защищающих глубинные ресурсы и возможности организации, образующие основы ее конкурентных преимуществ. Таким образом, основной характеристикой стратегии выступает предначертанность (даже если она не вполне осознанна).
5 Культура и в особенности идеология содействуют, скорее, не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии; в лучшем случае они допускают корректировки в рамках общей стратегической перспективы организации.
Связи между понятиями "культура" и "стратегия"
1 Стиль принятия решений
Культура влияет на принятый в организации стиль мышления и анализа, воздействуя, следовательно, и на процесс формирования стратегии.
2 Сопротивление стратегическим изменениям
Общая приверженность неким взглядам способствует постоянству в поведении организации и, следовательно, препятствует изменениям стратегии.
3 Преодоление сопротивления стратегическим изменениям
Высшее руководство должно признавать важность гибкости и новаторства как неотъемлемой и важнейшей составляющей культуры компании. Дж.Лорш предлагает ряд способов, облегчающих руководителям решение этой задачи, включая:
- учреждение поста "старшего менеджера без портфеля", чья обязанность - ставить вопросы, оспаривать укоренившиеся убеждения, выдвигать новые идеи;
- приглашение внешних управляющих, которые будут "поднимать важные вопросы уместности культурных ценностей в изменяющихся условиях";
- оргнизация "в компании образовательных программ для менеджеров среднего звена с привлечением специалистов со стороны";
- поощрение "систематической ротации менеджеров с точки зрения их функций и обязанностей"
4 Доминирующие ценности
О преуспевающих (или "лучших") компаниях говорят, что в них "доминируют" такие ключевые ценности, как высокий уровень обслуживания потребителей, качество, новаторство, обеспечивающие в свой черед конкурентные преимущества.
5 Культурные противоречия
Анализ стратегий слияний, поглощений и создания совместных предприятий, как правило, включает в себя исследование конфронтации различных организационных культур.
Теория ресурсной базы
Культура - это создаваемая группой людей в течение времени общезначимость. Она формируется в процессе коммуникаций - разговоров, празднований, выражений печали, а также в ходе совместной деятельности при решении общих задач, включая взаимодействие между индивидами и используемыми ими ресурсами.
В целях производства того, что антропологи называют "материальной культурой", члены организации вступают во взаимодействие с материальными ресурсами, такими как машины, оборудование и сооружения, а также ресурсами менее осязаемыми, например, научными разработками и бюджетными системами.
Таким образом, фирма представляет собой комплекс материальных и нематериальных ресурсов, которые превращаются в единую систему благодаря общим интерпретациям. Одинаковое толкование событий иявлений - это то, что поддерживает, обновляет и формирует ресурсы. И это то, что связывает экономику с социальным аспектом - материальную культуру с культурой социальной.
Но как фирме узнать, какие из ее ресурсов являются стратегическими, то есть такими, которые обеспечивают получение устойчивых выгод в условиях конкуренции? Дж. Барни выделяет четыре критерия для оценки ресурсов:
- Ценность. Очевидно, что стратегическим может быть только ценный ресурс - при необходимости он должен способствовать повышению продуктивности и эффективности организации.
- Редкость. Ресурс является стратегическим, если он достаточно редок и пользуется большим спросом.
- Неповторимость. Ресурс должен быть не только ценным и редким, но еще и невоспроизводимым.
- Заменяемость. Будучи редким и неподражаемым, ресур не станет стратегическим, если конкуренты смогут найти ему замену.
Данные для сравнительного анализа школ:
Источники: Э. Ренман и Р Норманн, в конце 1960-х в Швеции
Базовая дисциплина: Антропология
Сторонники: Индивиды, предрасположенные к общественному, духовному и коллективному; особенно в Скандинавии и Японии
Подразумеваемая идея: Объединение
Реальная идея: Сохранение (а не изменение)
Девиз: "Яблоко от яблони недалеко падает"
Ключевые слова: Ценности, убеждения, мифы, культура, идеология, символизм
Стратегия: Коллективная перспектива, уникальная
Базовый процесс: Идеологический, несвободный, коллективный, предначертанный (описательный)
Изменения: Редкие (сопровождающиеся идеологическим сопротивлением)
Основное действующее лицо: Коллектив
Организация: Нормативная, сплоченная
Руководство: Символическое
Внешняя среда: Не существенна
Ситуация, наиболее соответствующая окружению: В идеале - пассивная, может стать взыскательной
Форма организации (имплицитно предпочитаемая): Миссионерская, а также закоснелая машина
Стадия развития организации (наиболее вероятная): Укрепление, инертность