Школа внешней среды
(Данные о школе представлены по Г. Минцбергу)
Данная школа помогает сбалансировать общее представление о формировании стратегии, полагая внешнее окружение третьей - наряду с руководством и организацией - основной силой стратегического процесса.
Посылки школы внешней среды:
1 Внешнее окружение, проявляющееся как набор сил общего характера, является главным элементом процесса создания организационной стратегии.
2 Организация должна либо адекватно реагировать на эти силы, либо ей придется "уйти со сцены".
3 Таким образом, руководство рассматривается как пассивный элемент стратегического процесса, его задача - идентификация внешних сил и обеспечение адаптации организации.
4 Организации собираются вместе в особых нишах экологического типа, где они остаются до тех пор, пока их ресурсы не оскудевают или враждебность среды не становится чрезмерной.
Теория ситуационных факторов
В основе школы лежат принципы ситуационной теории, возникновение которой было связано с неудовлетворенностью утверждениями классической теории менеджмента о существовании "единственного способа" управления организацией. По мнению ситуационных теоретиков, "все относительно": метод управления зависит от величины организации, технологии, устойчивости контекста, степени внешней враждебности и пр.
Данный подход предъявляет более жесткие требования к систематическому изучению внешней среды, определяет необходимость идентификации "ответственных" за организационные различия измерений окружения. Г. Минцберг подразделяет эти измерения на 4 группы:
1 Стабильность. Окружение организации варьируется от стабильного до динамического. Динамику окружению придают различные факторы, включая нестабильное руководство, неожиданное изменение спроса и предложений со стороны конкурента спрос на творчество или новизну со стороны клиентов, стремительную смену технологий или базы знаний и т.п. Серьезные проблемы вызывают изменения, происходящие неожиданно, для которых нет заранее известных решений.
2 Комплексность Окружение организации варьируется от простого до сложного. Окружение является сложным в той степени, в какой организации приходится использовать сложные знания о продуктах, потребителях и др. факторах. Однако оно становится простым, когда используемые знания рационализируются, то есть распадаются на легко осваиваемые компоненты.
3 Разнообразие рынка. Рынки организации варьируются от интегрированных до диверсифицированных.
4 Враждебность. Окружение организации варьируется от очень щедрого до враждебного.
Стратегические ответы организации на внешнее давление (по К. Оливеру, 1991)
СТРАТЕГИЯ | ТАКТИКА | ПРИМЕРЫ |
Уступки | Привычное поведение Подражание Соблюдение правил Соблюдение баланса |
Следование неписанным законам Воспроизведение институциональных моделей Подчинение правилам и согласие с нормами Достижение баланса ожиданий различных составляющих |
Компромисс | Успокоение Заключение сделок Умалчивание |
Стремление примирить и согласовать между собой институциональные элементы Переговоры с различными институтами Отказ от демонстрации несогласия |
Уклонение | Смягчение Попытка вывернуться Освобождение |
Ослабление институциональной зависимости Изменение целей, образа действия или сферы деятельности Игнорирование определенных норм и ценностей |
Открытое неповиновение | Вызов Наступление Кооптирование |
Дискуссии по поводу справедливости правил и требований Критика источников институционального давления Импорт влиятельных составляющих |
Манипулирование | Влияние Контроль |
Формирование ценностей и критериев Доминирование в институциональных составляющих и процессах |
Данные для сравнительного анализа школ:
Источники: М. Ханнан и Дж.Фриман (1977), ситуационная теория (Д. Пью и др. в конце 1980-х)
Базовая дисциплина: Биология, политическая социология
Сторонники: Экологи популяции, некоторые теоретики организации, в общем позитивисты и классификаторы; особенно в англосаксонских странах
Подразумеваемая идея: Преодоление
Реальная идея: "Руки вверх" (уклонение от конфликтов)
Девиз: "Все относительно"
Ключевые слова: Адаптация, эволюция, ситуационные факторы, отбор, сложность, ниша
Стратегия: Особые позиции (в экологии популяции именуемые нишами)
Базовый процесс: Пассивный, продиктованный извне и потому неожиданный (дескриптивный)
Изменения: Редкие и существенные (экология популяции), частичные (ситуационная теория)
Основное действующее лицо: "Окружение"
Организация: Уступчивая, простая
Руководство: Бессильное
Внешняя среда: Предъявляет высокие требования
Ситуация, наиболее соответствующая окружению: Стандартная, конкурентная, возможность разграничения
Форма организации (имплицитно предпочитаемая): Машина (покорная)
Стадия развития организации (наиболее вероятная): Зрелость, смерть