Школа обучения
(Данные о школе представлены по Г. Минцбергу)
Ключевым моментом школы обучения является то, что она основывается не столько на предписаниях, сколько на описаниях. Сторонники этой школы не устают задавать простой, но чрезвычайно важный вопрос: а как на самом деле формируются организационные стратегии? Не как они формулируются, а как они формируются
Основные положения школы обучения:
1 Сложный и непредсказуемый характер внешней среды организации, часто в совокупности с необходимостью постоянно обновлять необходимые для выработки стратегии знания, препятствует осуществлению взвешенного контроля; выработка стратегии должна прежде всего обрести форму процесса обучения - по крайней мере в тот период времени, когда формулирование и внедрение становятся неразделимыми.
2 Возможно, лучшим в организации "учеником" должен быть ее руководитель, но гораздо чаще имеет место обучение коллектива: в большинстве организаций много потенциальных стратегов.
3 Процедура обучения носит развивающий характер, через поведение, которое способствует ретроспективному мышлению, направленному на осмысление предпринимающихся действий. Стратегические инициативы осуществляются теми, у кого есть способности и ресурсы для обучения. Таким образом, стратегии могут возникать в самых неожиданных местах и самым необычным образом. Некоторые инициативы развиваются сами по себе или методом проб и ошибок, в то время как другие подхватываются защитниками новых идей из числа менеджеров, которые распространяют их в коллективе и/или доводят до высшего руководства, что стимулирует их развитие. Удачные инициативы формируют опыт действий, которые могут перерасти в схему, то есть развивающуюся стратегию Однажды получив признание, такие действия нередко принимают форму предначертанной стратегии.
4 Следовательно, роль руководства заключается не в попытках заранее представить, какими будут сознательно разработанные стратегии, а в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения там, где могут развиваться новые стратегии.
5 Таким образом, стратегии первоначально появляются как схемы действий из прошлого; вероятно, некоторые из них превращаются в планы на будущее, и в конечном итоге их можно воспринимать как перспективы направления общей деятельности.
Данные для сравнительного анализа школ:
Источники: Ч. Линдблом (1959), Р. Кайерт и Дж. Марч (1963), К. Вейк (1969), Дж. Куинн (1980), К. Прахалад и Г. Хэмел (1990-е)
Базовая дисциплина: Отсутствует (возможно, перифирийные связи с психологической теорией обучения и образованием); теория хаоса в математике
Сторонники: Индивиды, склонные к экспериментированию, приспособляемости, особенно в Японии и Скандинавии
Подразумеваемая идея: Обучение
Реальная идея: Игра (а не следование намеченному курсу)
Девиз: "Без труда не вытащищь и рыбку из пруда"
Ключевые слова: Приращение, неожиданная стратегия, поиск смысла, предпринимательство, рискЮ сторонник, стержневые компетенции
Стратегия: Образцы и схемы действий, уникальная
Базовый процесс: Формируется "по ходу", неформальный, неорганизованный (описательный)
Изменения: Непрерывные, постепенные или частичные, с редкими озарениями
Основное действующее лицо: Тот, кто учится (все, кто способен)
Организация: Эклектическая, гибкая
Руководство: Чуткое к обучению
Внешняя среда: Сложная, непредсказуемая
Ситуация, наиболее соответствующая окружению: Сложная, динамическая (и потому непредсказуемая), непривычная
Форма организации (имплицитно предпочитаемая): Специально созданная, а также профессиональная (децентрализованная)
Стадия развития организации (наиболее вероятная): Развитие, выделение, особенно во время беспрецедентных изменений