Задачи стратегического менеджмента
Современному рынку присущи следующие свойства:
- расширенное предложение продукции (наличие множества новых продуктов и услуг, ассортимент которых с каждым годом становится все шире);
- конвергенция технологий (новые технологии и продукты на их основе становятся все более взаимозависимыми и комбинированными);
- размывание границ между отраслями и сегментами;
- глобальная конкуренция;
- быстрое устаревание информации;
- большая взаимосвязанность участников;
- рост профессионализма (новые технологии, новые потребительские решения, электронный бизнес требуют профессионалов высокого класса, особенно в области управления);
- чередование побед и поражений (сложность для компании долго сохранять лидерство на рынке);
- увеличение разрывов (при сочетании вышеуказанных факторов диминирующей характеристикой конкурентного ландшафта становится не просто изменения, а разрывы, то есть переход от прошлого к будущему протекает не плавно, а скачками. Новые продукты, способы производства, доставки и обслуживания, изменение взаимоотношений с партнерами и потребителями, новые способы коммуникации резко меняют характер рынка, заставляют конкурентов действовать иначе и принимать иные решения).
Следовательно, управление компанией требует применения обоснованной стратегии. Но, так как новые продукты, технологии, новые каналы продвижения быстро перестают быть таковыми, стратегия имеет риск быстро превратиться в типовую, то есть уже не давать конкурентных преимуществ. Поэтому следует уделять особое внимание управлению этими изменениями, что требует не просто понимания этого процесса, но и его правильного использования. Для этого стратегический менеджмент должен решить три взаимосвязанные задачи:
- Управление стратегией на рынке;
- Управление организацией;
- Реализация стратегического менеджмента (взаимодействие между стратегией /тем, что организация делает на рынке/ и организационными процессами /тем, что происходит в самой организации/).