Распределение стратегий по уровням
Наиболее значимые стратегии, распределенные по уровням стратегии, имеют следующий вид:
Уровень стратегии | Предназначение | Ответственные за разработку и реализацию стратегии | Основные задачи |
Корпоративная стратегия | Для организации и сфер ее деятельности в целом | Руководители высшего звена управления | Улучшение общих показателей работы в тех направлениях и отраслях, где организация уже действует Действия в области диверсификации и интеграции Создание и управление высокоэффективным продуктовым портфелем Поиск путей получения синергетического эффекта в рамках продуктового портфеля Оптимальное распределение корпоративных ресурсов Действия в отношении убыточного или непривлекательного бизнеса |
Стратегия конкуренции (Деловая стратегия) | Для каждого отдельного вида деятельности организации | Руководители стратегических отделений | Усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ Формирование механизма реагирования на внешние изменения Интеграция стратегических усилий различных функциональных направлений |
Функциональная (операционная) стратегия | Для каждого функционального направления в рамках отдельного вида деятельности | Функциональные менеджеры - руководители среднего звена управления | Поддержка общей деловой стратегии и конкурентоспособности Создание управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей компании Интеграция стратегических усилий операционной деятельности |
Корпоративная стратегия
Корпоративная стратегия разрабатывается руководителями высшего звена и направлена на единую ориентацию подразделений. Это тот тип стратегии, который позволяет раскрыть пути перспективы роста компании.
Корпоративная стратегия сохраняет действенность в течение длительного периода и существенным образом влияет на деятельность компании. Она определяет основной характер или образ компании, ее лицо, индивидуальность, имидж для сотрудников и широкой публики, а также позицию корпорации в отрасли и на рынке. От корпоративной стратегии в конечном счете зависит выбор ближайших и последующих целей, размер и характер инвестиций, формы использования имеющихся ресурсов.
В рамках корпоративной стратегии выделяют основные роли бизнеса:
- приоритетные;
- дотационные;
- прибыльные;
- перспективные.
Инструментарий, которой используется на этом уровне - это методика выявления притязаний собственнника, методика формулировки миссии компании, портфельный анализ.
Стратегия конкуренции
Стратегия конкуренции призвана поддерживать подразделения организации на некотором конкурентном уровне в своей отрасли. Стратегия включает в себя любые шаги и меры, которые руководство сочтет целесообразным предпринять, учитывая конкуренцию, экономические и рыночные факторы, демографию и запросы покупателей, новые законопроекты и правовые требования, а также другие внешние факторы.
Инструментарий конкурентных стратегий - это PEST-анализ, методика выявления КФУ, SWOT-анализ, а также методика выявления отличительных компетенций компании и портфельные методики (БКГ,МакКинси, Хофера-Шенделя, ADL, Портера, Ансоффа и т.п.).
Операционная стратегия
Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами и используется при решении ежедневных оперативных задач, имеющих стратегическую важность.
Инструментарий функциональной стратегии - это методики ревизии и корректировки (разработки) соответствующих функциональных направлений деятельности.
Все три уровня стратегии, совместно с четвертым уровнем, объединяющим стратегию управления ресурсами, обучение и развитие, связываются между собой в стратегической карте компании (см. карту)