Школа предпринимательства
(Данные о школе представлены по Г. Минцбергу)
Школа предпринимательства рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов - интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, именуемого видением.
Школа предпринимательства выдвигает на первый план такие важнейшие аспекты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую в нем играют индивидуальное руководство и стратегическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития.
Особенности предпринимательского подхода:
1 Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построении стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей.
2 В предпринимательской организации власть сосредоточена в руках ее руководителя.
3 Создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации.
4 Развитие - главная цель предпринимательской организации.
Основные посылки школы предпринимательства:
1 Стратегия существует в сознании руководителя/лидера в виде перспективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации.
2 Процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным: он базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя организации независимо от того, рождается идея стратегии в его сознании или он воспринимает ее извне.
3 Руководитель целеустремленно, даже одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы.
4 Следовательно, для стратегического предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей - предначертанной с точки зрения целостной концепции и развивающейся, поскольку детали определяются "по ходу".
5 Предпринимательскую организацию отличает гибкость, так как она представляет собой относительно простую, чутко реагирующую на указания руководителя структуру - будь то начинающая фирма с единственным владельцем или крупная компания, в которой установленные процедуры и властные отношения оставляют руководителю-провидцу свободу для маневра.
6 Предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.
Данные для сравнительного анализа школ:
Источники: Й.Шумпетер (1950), А. Коул (1959), работы в области экономикс
Базовая дисциплина: Отсутсвует (хотя ранние работы написаны представителями экономикс)
Сторонники: Популярная пресса по бизнесу, романтики-индивидуалисты, представители малого бизнеса повсюду, но особенно в Латинской Америке и среди китайцев, живущих за пределами Китая
Подразумеваемая идея: Предвидение
Реальная идея: Централизация (и надежда)
Девиз: "Скажите, кто ваш руководитель..."
Ключевые слова: Смелый ход, предвидение, озарение
Стратегия: Личностный, уникальный взгляд (предвидение), поиск ниши
Базовый процесс: На основе предвидения, интуитивный, предначертанный (всеохватывающий, хотя частности определяются "по ходу")(описательный)
Изменения: Редкие, умеренные, революционные
Основное действующее лицо: Лидер
Организация: Податливая, простая
Руководство: Доминирует, интуитивное
Внешняя среда: Управляемая, множество ниш
Ситуация, наиболее соответствующая окружению: Динамическая, но простая (поэтому понятная руководителю)
Форма организации (имплицитно предпочитаемая): Предпринимательская (простая, централизованная)
Стадия развития организации (наиболее вероятная): Зарождение, реструктуризация, длительное время остается небольшой по величине