Школа власти
(Данные о школе представлены по Г. Минцбергу)
Школа обучения вводит в контекст анализа проблемы власти и политики. Она учитывает влияния, выходящие за пределы чистой экономики. Подобный подход предполагает использование скрытых методов, приемов, ходов, нарушающих нормальное течение экономических процессов.
Властные взаимосвязи те только опутывают каждую организацию, но вплетаются в них, что нашло отражение в формировании двух ветвей школы власти:
- микровласть - описывает отношения внутри организации, и прежде всего в процессах стратегического управления;
- макровласть - описывает использование властных рычагов самой организацией.
Микровласть
Организация состоит из индивидов, каждый из которых мечтает, надеется, ревнует, испытывает страх, имеет определенные интересы. Таким образом, создание стратегии можно толковать как сделку или компромисс между конфликтующими индивидами, группами или коалициями. Следовательно, оптимальная стратегия не только не может быть осуществлена, но и сформулировать ее невозможно. Конкурентные цели индивидов и коалиций неминуемо приведут к тому, что любая заранее разработанная стратегия будет постоянно нарушаться и искажаться.
Л.Болтман и Т.Дил выдвинули следующие тезисы о миру организационной политики:
1Организации представляют собой коалиции различных индивидов и групп, объединенных на основе общего интереса.
2Между членами коалиций существуют устойчивые различия в системах ценностей, верований, уровнях информированности, интересах и восприятия реальности.
3Важнейшие различий касаются распределения ограниченных ресурсов - кто что получает.
4 Ограниченность ресурсов и устойчивость различий создают основу для конфликта и делают его центральным моментом организационной динамики, а власть - наиважнейшим ресурсом.
5Цели и решения являются результатом сделок, переговоров и жонглирования позициями между заинтересованными группами.
Макровласть
Организации постоянно взаимодействуют с поставщиками и покупателями, профсоюзами и конкурентами, банкирами-инвесторами и правительственными чиновниками, а также с другими группами давления
Постепенно формирование стратегии перестает быть достоянием одной-единственной организации и становится обоюдным процессом, в котором принимают участие несколько партнеров. Возможность создания коллективной стратегии предполагает, что при ведении переговоров каждая отдельная фирма должна учитывать сложность организационных отношений в деловой сети.
и жонглирования позициями между заинтересованными группами.
Основные положения школы власти:
1 Формирование стратегии определяется властными и политическими силами, будь то процессы, происходящие внутри организации, или же действия организации во внешней среде.
2 Возникающие таким образом стратегии, как правило, носят спонтанный характер и принимают форму позиции или уловки, а не перспективы.
3 Микровласть рассматривает создание стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения, переговоров, а иногда и прямой конфронтации, в форме политических игр вокруг пересекающихся интересов и образующихся коалиций, ни одна из которых не обладает доминирующими позициями в течение длительного периода времени.
4 Макровласть рассматривает организацию как стремящуюся к своему благополучию посредством контроля над действиями других агентов рынка или путем кооперации с ними. При этом компании опираются как на стретегическое маневрирование, так и на коллективные стратегии в различного рода сетевых структурах и альянсах.
Данные для сравнительного анализа школ:
Источники: Г. Аллисон (1971), Дж. Пфеффер и Г. Салансик (1978), Г. Эстли (1984)
Базовая дисциплина: Политические науки
Сторонники: Те, кто любит власть, политику, секретность; в основном во Франции
Подразумеваемая идея: Овладение
Реальная идея: Тайное обладание (и ни с кем не делиться)
Девиз: "Ищите №1"
Ключевые слова: Сделка, конфликт, коалиция, заинтересованные группы, политическая игра, коллективная стратегия, деловая сеть, альянс
Стратегия: Политические и кооперативные образцы, схемы действий, а также тайные и открытые приемы и методы
Базовый процесс: Конфликтный, агрессивный, неожиданный (микро), продуманный (макро) (дескриптивный)
Изменения: Частые, частичные
Основное действующее лицо: Облеченные властью (микро), организация в целом (макро)
Организация: Конфликтная, расчлененная, неуправляемая (микро); агрессивная, контролирующая или партнерская (макро)
Руководство: Слабое (микро), точно не установленное (макро)
Внешняя среда: Противоречивая (в микро), уступчивая или склонная к переговрам (в макро)
Ситуация, наиболее соответствующая окружению: Вызывающая разногласия, недоброжелательная (в микро), управляемая или партнерская (в макро)
Форма организации (имплицитно предпочитаемая): Любая, но особенно специально созданная и профессиональная (микро), закрытая машина или специально созданная сеть (макро)
Стадия развития организации (наиболее вероятная): Политические проблемы, блокирование, постоянные изменения (микро), доминирование, сотрудничество (макро)